Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Могилевское отделение Белорусской железной дороги

История отделения

Впервые в границах нынешнего Могилевского отделения Белорусской железной дороги движение поездов было открыто в 1873 году на участке Минск-Гомель Либаво-Роменской железной дороги, которая соединила город Бобруйск с портами Балтийского и Черного морей, с индустриальными центрами Белоруссии, Украины, Польши и России. Железная дорога взяла на себя основную часть перевозок грузов, способствуя развитию промышленности города на Березине.

Губернский город Могилев длительное время не имел железной дороги. Перевозки грузов и пассажиров осуществлялись гужевым и речным транспортом. Несмотря на неоднократные обращения Могилевского губернатора и Городской Думы о строительстве железнодорожной ветви от Могилева до Орши, вопрос строительства длительное время мог решиться положительно. И только в конце 1902 года было принято решение о строительстве железнодорожной линии от Витебска до Жлобина через Могилев за счет Государственной казны, что в значительной степени оживило развитие города: появились новые предприятия, акционерные общества, крупные объединения промышленников, купцов и банкиров.

Развитию Могилевского края и превращению местечка Кричев и преобразованию его в торгово-промышленный центр должно было способствовать открытие движения на участке, строительство железной дороги на котором началось в 1914 году. Однако первая мировая война, последовавшая за ней революция и братоубийственная гражданская война значительно растянули этот процесс.

В результате движение на участке Орша-Кричев-Унеча было открыто в 1923 году, а строительство в 1931 году линии Рославль-Кричев-Могилев-Осиповичи сделало город Кричев крупным железнодорожным узлом Московско-Белорусско-Балтийской дороги.

После начала Великой Отечественной войны железнодорожники Могилевщины в короткое время обеспечили эвакуацию в тыл части населения, промышленных и железнодорожных предприятий. К моменту прихода немецких войск на узловых станциях практически не осталось паровозов и вагонов.

Оставшиеся на оккупированной территории железнодорожники вели непримиримую борьбу с захватчиками: вступали в партизанские отряды и организовывали подпольные группы сопротивления, вели диверсионную работу, выводили из строя вражескую технику, сжигали склады, собирали и передавали советским войскам информацию о расположении войск противника.

Всего за 3 года оккупации подпольщики и партизаны Могилевщины пустили под откос около полутора тысяч воинских эшелонов и более тысячи мостов и тридцати двух километров.

Великая Отечественная война принесла железной дороге большие потери и разрушения. Отступая, немецкое командование делало все, чтобы нанести максимальный урон объектам железнодорожного хозяйства, взрывались вокзалы, выводилось из строя железнодорожное полотно, поэтому после долгожданной Победы одной из важнейших задач для железнодорожников стало срочное восстановление железнодорожного хозяйства с целью обеспечения растущих объемов перевозок.

4 октября 1946 года приказом № 829 Министра путей сообщения СССР первым начальником Могилевского отделения Белорусской железной дороги назначается подполковник движения Медведев Александр Алексеевич.

На новообразованном отделении продолжались начатые в послевоенное время работы по ремонту и восстановлению служебно-технических зданий и жилого фонда, на узловых станциях построено и введено в эксплуатацию 10 трансформаторных подстанций и 8 прожекторных мачт, строится жильё, что позволяет переселить семьи железнодорожников из землянок и кузовов вагонов в новые квартиры.

К концу 1948 года закончено оборудование однопутных перегонов электрожезловой системой Трегера, начинаются работы по оборудованию станций маршрутно-контрольными устройствами системы Наталевича и Григорова.

С 1950 года в паровозные депо отделения начинают поступать более мощные паровозы для грузового и пассажирского движения серий С, СО, СУ, что позволило уже в этом же году перекрыть показатели довоенного уровня по обороту вагона, технической скорости и среднему весу грузового поезда.

2 ноября 1957 года по состоянию здоровья и достижению пенсионного возраста Александр Алексеевич Медведев освобождается от занимаемой должности, а начальником Могилевского отделения назначается бывший начальник Брестского отделения Коростелев Дмитрий Павлович.

С приходом Дмитрия Павловича во всех паровозных депо отделения начинается активная работа по переоборудованию паровозов с угольного на нефтяное отопление. продолжились работы по электрификации станций второго и третьего классов. Первая на отделении крупная станция Осиповичи-1 была оборудована маршрутно-контрольными устройствами системы Григорова.

31 июля 1958 года Могилевское отделение возглавил бывший первый заместитель начальника Амурской железной дороги, почетный железнодорожник Гончаров Павел Степанович.

При Павле Степановиче происходит изменение в структуре аппарата отделения: создаются новые отделы — сигнализации и связи, заработной платы и техники безопасности.

Крупные залежи сильвенита, обнаруженные в Старобинском районе, и последующее строительство калийных комбинатов повлекло открытие 2 июня 1959 года движения на участке Слуцк-Солигорск, строительства ряда станций Калийного узла и развитие станции Слуцк.

В 1961 году происходит очередное изменение границ Могилевского отделения, в состав которого передаются станции Журбин, Шестеровка и Кричев-2.

В том же году на отделении образуется Могилевская узловая автобаза, а так же заканчивается строительство отделенческой больницы.

27 сентября 1962 года к руководству отделением приступает Михаил Максимович Прокопишек, работавший до этого начальником станции Орша.

В связи со значительным увеличением поступления в адрес колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных организаций минеральных удобрений и обязанностью выгружать вагоны силами железной дороги, все чаще и чаще на отделении стали возникать затруднения, связанные с недостаточностью рабочей силы и фронтов выгрузки.

Несвоевременный вывоз грузов вынуждал железнодорожников подавать вагоны на неприспособленные для выгрузки места, что зачастую приводило к порче удобрений.

На выделенные из Госбюджета СССР средства начинается активное строительство повышенных путей и прирельсовых складов для хранения удобрений, ведется благоустройство грузовых дворов и подъездов к ним, активно закупается различная спецтехника для механизированной выгрузки сыпучих грузов.

Однако отделение не собирается останавливаться на достигнутом.

В локомотивном хозяйстве начинается активный переход с паровозной на тепловозную тягу: для грузовой работы начинают применяться тепловозы серии ТЭ-3, пассажирские поезда начинают водить тепловозы ТЭП-60, в пригородном сообщении началась эксплуатация дизель-поездов ДР-1, а к маневровой работе приступили ТЭМ-2, ТГМ-3 и первые ЧМЭ-3.

3 ноября 1972 года на станцию Осиповичи прибыл первый электропоезд.

10 июля 1975 года впервые на сети железных дорог СССР передовой машинист локомотивного депо Могилев Василий Харлампиевич Кочмарев повел грузовой поезд тепловозом ТЭ-3 «в одно лицо».

В связи с уходом в 1980 году Михаила Максимовича Прокопишека на пенсию на должность начальника Могилевского отделения назначается бывший начальник отдела перевозок Витебского отделения Белорусской железной дороги Виктор Васильевич Халимоненко, при котором продолжилась активная работа по развитию нашего отделения.

Большое внимание стало уделяться ускорению темпов жилищного строительства. По инициативе Виктора Васильевича на крупных предприятиях отделения начинается работа по созданию и укреплению строительных бригад, благодаря чему в течение пяти лет сдается 580 квартир, пятьсот тридцати семи местное общежитие в г. Могилеве и сто местное общежитие в г. Осиповичи.

12 сентября 1985 года начальником Могилевского отделения становится Владимир Тарасович Чепелов, работавший до этого первым заместителем начальника Могилевского отделения Белорусской железной дороги.

Оперативные меры, принятые новым руководством, позволяют за оставшиеся четыре месяца 1985 года закончить начатые предшественниками проекты.

На станции Могилев завершается строительство здания багажного отделения с комнатами отдыха для пассажиров и отделением перевозки почты.

В локомотивном депо Могилев в эксплуатацию сдается цех типа «ПЛАУЭН» для организации техобслуживания маневровых тепловозов ЧМЭ-3.

На узловых станциях создаются пункты концентрации информации, задачей которых являлся сбор и первичная обработка информации, поступающей с подразделений отделения, с последующей передачей её в вычислительный центр железной дороги.

В 1988 впервые в истории Могилевского отделения его новый начальник был избран на общем собрании трудового коллектива. Руководителем Могилевского отделения стал бывший заместитель начальника Гомельского отделения Степан Ильич Шкапич.

С целью решения проблемы пропуска длинносоставных грузовых поездов на железнодорожном участке Орша-Могилев-Жлобин начинаются активные работы по удлинению путей станций с параллельной укладкой второго главного пути на лимитирующем перегоне Лотва-Полыковские хутора.

Дистанциями сигнализации и связи продолжается установка приборов ПОНАБ и ДИСК, ведется дальнейшая работа по оборудованию железнодорожных переездов автоматической сигнализацией с переводом их в разряд неохраняемых.

В 1989 году комиссией под председательством Министра путей сообщения СССР Николая Семёновича Конарева дается высокая оценка выполненной в Осиповичском вагонном депо работы по вводу в эксплуатацию крупнейшего на сети железных дорог Советского союза комплекса зданий для организации капитального ремонта крупнотоннажных контейнеров.

В связи с переводом в 1990 году Степана Ильича Шкапича в Управление Белорусской железной дороги, руководство отделением принимает бывший начальник станции Витебск Владимир Ильич Жерело.

Работать Владимиру Ильичу пришлось в тяжелое время, когда в стране начался экономический кризис, а государственным руководством было принято решение перехода от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике.

В связи с переводом Владимира Ильича Жерело начальником Брестского отделения  на должность начальника Могилевского отделения в 1995 году назначается бывший начальник станции Могилев Владимир Михайлович Лаптинский.

Для сокращения расходов на закупку запчастей для ремонта тягового состава, в локомотивном депо Могилев организуется участок восстановления изношенных деталей методом газопламенного напыления, а пристройка к зданию «ПЛАУЭН» позволяет организовать текущий ремонт тепловозов ЧМЭ-3 для всей Белорусской железной дороги.

За период руководства Владимира Михайловича Могилевским отделением был выполнен большой объем работ по реставрации и благоустройству вокзалов узловых и линейных станций с прилегающими к ним территориями, свои двери для пассажиров открыл восстановленный к первозданному виду памятник культуры и истории 20-го века — железнодорожный вокзал станции Могилев.

После назначения в 2005 году Владимира Михайловича Лаптинского первым заместителем Начальника Белорусской железной дороги к руководству Могилевским отделением приступает новый начальник — Морозов Владимир Михайлович, работавший до этого первым заместителем Могилевского отделения.

С приходом Владимира Михайловича начинается активная работа по совершенствованию и развитию устройств автоматики, телемеханики и связи: воздушные линии связи заменяются оптоволоконным кабелем, внедряются устройства микропроцессорной полуавтоматической блокировки, устройства контроля перегона методом счета осей, устройства контроля схода подвижного состава и многое другое.

На предприятиях отделения внедряются передовые технологии, закупается новая техника. Отделением совершенствуется организация грузовых и пассажирских перевозок.

На станции Могилев на базе Могилевгрузсервис создан транспортно-логистический терминал по хранению и переработке крупнотоннажных контейнеров и всех видов грузов массой до 50-ти тонн.

Ведется дальнейшая работа по реставрации и благоустройству вокзалов узловых и линейных станций с прилегающими к ним территориями.

Начинается работа по электрификации участка Жлобин–Бобруйск–Осиповичи, в рамках реализации инвестиционных проектов по развитию цементной отрасли в Республике Беларусь ведутся работы по строительству станции Михеевичи.

После назначения в августе 2012 года Владимира Михайловича Морозова Начальником Белорусской железной дороги на должность начальника РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» утверждается Моисеев Александр Анатольевич, работавший до этого заместителем начальника отделения — главным ревизором по безопасности движения Гомельского отделения Белорусской железной дороги.

Под руководством Александра Анатольевича на отделении продолжается реализация начатых проектов, а так же проводится активная работа по внедрению новых объектов.

Важнейшим событием в техническом развитии и модернизации Белорусской железной дороги стало открытие в апреле 2013 года регулярного движения поездов на электрической тяге на участке Осиповичи-Бобруйск, а так же завершение работ по электрификации железнодорожного участка Осиповичи-Красный Берег.

В рамках развития инфраструктуры электрифицированного участка Осиповичи–Жлобин на участке Осиповичи-Телуша в эксплуатацию введена микропроцессорная централизация с интегрированной микропроцессорной автоблокировкой.

На станции Могилев в эксплуатацию введена новая автоматическая телефонная станция.

В связи с вводом в эксплуатацию в 2014 году на базе Могилевгрузсервис высокопроизводительного козлового крана грузоподъёмностью 35 тонн, в Могилеве начинает функционировать современная контейнерная площадка.

В целях совершенствования структуры и деятельности пассажирского хозяйства Белорусской железной дороги, повышения качества услуг, оказываемых населению, с 01 ноября 2016 года на базе бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах создан единый Контакт-центр Белорусской железной дороги, обеспечивающий предоставление справочной информации, бронирование мест в пассажирских поездах, а так же оказание информационной поддержки для пассажиров всей белорусской стальной магистрали.

Уделяя особое внимание вопросам выполнения в полном объеме социальных программ и улучшения бытовых условий своих работников, в конце 2014 года отделением в эксплуатацию введено общежитие квартирного типа в г. Бобруйске. В локомотивном депо Осиповичи выполнены работы по капитальному ремонту гардеробных административно-бытового здания и дома отдыха локомотивных бригад. Первых посетителей после обновления принял плавательный бассейн спорткомплекса «Локомотив».

20 мая 2013 года в Могилевском вагонном депо введен в эксплуатацию цех производственного питания, мощность которого рассчитана на обеспечение горячим полноценным питанием всех работников Могилевского железнодорожного узла (почти 2 000 чел.).

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 27.06.2013 №281 Могилевское отделение Белорусской железной дороги было признано победителем соревнования среди организаций транспорта и занесено на Республиканскую доску Почета за достижение в 2012 году наилучших показателей социально-экономического развития.

По итогам 2012 года за внедрение высокоэффективных методов управления качеством и обеспечение на этой основе выпуска конкурентоспособной продукции Могилевское вагонное депо было признано лауреатом Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.